27

Вопросы логопеду

В каком возрасте нужно исправлять звукопроизношение?

Как правило, свистящие звуки появляются у ребенка после трех лет, шипящие к 4-4,5 годам, сонорные звуки  (р, л) к 5. До этого времени не  спешите исправлять неправильное звукопроизношение, возможно у ребенка еще не сформировался артикуляционный аппарат и в дальнейшем звуки появятся сами.

Однако не следует затягивать обращение к логопеду до самой школы. Ведь прежде чем звук закрепится в речи и будет легко и свободно произноситься в трудных сочетаниях, пройдет время, а нарушения звукопроизношения могут отражаться в письменной речи.

Должен ли дошкольник уметь понятно выразить свои мысли, рассказать историю, сказку?

К пяти годам ребенок с нормальным речевым и психическим развитием связно и последовательно излагает сюжет знакомой сказки, рассказывает историю, случившуюся с ним. К шести годам не возникает трудностей с творческими заданиями, например, придумать продолжение рассказа. В школе уровень владения связной речью во многом определяет успеваемость ребенка.

Однако часто связная речь у детей бывает нарушена. Как правило, таким детям сложно установить логическую, временную связь между предметами, явлениями, у них бедный словарный запас, могут быть и нарушения грамматической стороны речи.

Преодолеть нарушения связной речи могут помочь занятия с логопедом.

Действительно ли при частых ошибках на письме необходимо обращаться именно к логопеду?

Частые ошибки при письме могут быть вызваны как недостатками обучения (нерегулярное обучение, неправильно подобранная методика), так и являться последствием особенностей развития ребенка, а также особенностями его нервной системы, которые исправляет нейропсихолог и логопед, а не учитель начальных классов, репетитор и т.д.

К специфическим ошибкам относятся:

  • Стойкие замены букв
  • Пропуски букв, слогов
  • Перестановки букв, слогов
  • Аграмматичность письма (несогласованность в роде, числе, падеже; слитное написание слов)

Если вы замечаете такие однотипные, частоповторяющиеся ошибки на письме, проконсультируйтесь с нейропсихологом. Наиболее эффективный путь коррекции таких ошибок: начать с нейропсихологической коррекции, а после этого подключить занятия с логопедом.

Когда ребенок должен начать разговаривать, и в каком возрасте нужно обращаться к специалистам, если ребенок не говорит?

Первые слова появляются у детей после года, а простые фразы – к двум годам ( «ляля», «гав» — это тоже слова, если, конечно соотносятся с каким-либо предметом, действием; а восклицания «ляля бах», «дай биби» — уже простейшая фраза). Но каждый ребенок индивидуален, поэтому не волнуйтесь, если его речевое развитие несколько не соответствует этим срокам. Все же если ребенку 2,5 года, а он до сих пор не говорит фразами, обратитесь к специалистам, возможно, малышу понадобится их помощь.

Почему у ребенка появляются нарушения речи, если в семье ни у кого подобных проблем не было и родители уделяют внимание развитию ребенка?

К нарушениям речи могут привести токсикозы беременности, инфекции матери во время беременности, родовые травмы, несовместимость крови по резус-фактору и группе, недоношенность, гипоксия плода, травмы в первые годы жизни ребенка и многое другое. Все эти факторы приводят к повреждениям нервной системы, часто нерезковыраженным, минимальным, что, однако, может замедлять, искажать или приостанавливать развитие речи.